1905: первая русская революция

1905: первая русская революция

Экономический кризис в начале ХХ века и Русско-японская война, усилившие недовольство среди широких народных масс, способствовали быстрому нарастанию революционного кризиса. Уже в 1904 году в стране сложилась революционная ситуация. Началом революции явились события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге.

Как только весть о Кровавом воскресенье докатилась до всех окраин страны, комитеты РСДРП начали печатать в своих подпольных типографиях и распространять среди населения городов и сел уездов несколько десятков листовок, которые заканчивались призывами: «Долой царское самодержавие! Да здравствует народная революция!»

Революционные социал-демократы проводили рабочие массовки, митинги протеста против кровавой расправы над петербургскими рабочими. В сообщениях из городов в конце января говорилось: «У нас ежедневно происходят массовки, на которых ораторы рассказывают о петербургских событиях, о всеобщей стачке, о революции. Рабочие организовывали кассы на время предстоящей борьбы. Настроение на заводах было приподнятое».

В условиях начавшейся революции, еще более возросла необходимость политического руководства рабочими. Деятельность большевиков серьезно усложнялась в связи с оппортунистическими, предательскими действиями меньшевиков, которые пытались ограничить их классовое движение требованиями экономического характера.

Войдя в блок с эсерами, вопреки решениям II съезда РСДРП, меньшевики усилили свои нападки на большевиков. Для этого они использовали местные буржуазные газеты, вроде «Южной России». Но, несмотря на дезорганизаторскую линию меньшевиков, комитет РСДРП стоял на принципах революционной социал-демократии, вел практическую работу в соответствии с ленинскими установками.

Органы местной власти прилагали немало усилий, чтобы ослабить влияние революционеров. В январе 1905 года, им удалось арестовать часть членов комитета РСДРП, разгромить типографию, бросить в тюрьмы десятки передовых рабочих, подозреваемых в принадлежности к РСДРП.

Волна январско-февральских выступлений рабочих в городах России не прошла бесследно ни для кого. Она способствовала возрастанию их классового сознания, укреплению интернациональных связей с пролетариями многих народов, подъему крестьянского движения, повышению влияния и авторитета большевиков в местных организациях РСДРП.

В ходе подготовки к III съезду партии, позиции большевиков еще более усилились. Они с самого начала поддерживали идею созыва съезда, о чем было известно В.И. Ленину. В своей статье «Второй шаг» он хорошо показывает, как твердо стоят на позициях бюро комитетов и ведут организаторскую работу по созыву III партийного съезда большевики во всей стране.

Решения съезда способствовали активизации деятельности социал-демократических организаций и дальнейшему подъему революционного движения народных масс. Весной 1905 года была восстановлена работа большинства подпольных типографий, стала чаще издаваться ленинская газета «Пролетарий». Большинство напечатанных в ней листовок и газет имело исключительно большевистские воззвания. В первой апрельской листовке комитет РСДРП обратился к рабочим с призывом провести 1 мая однодневную забастовку, предложив им накануне собраться на нелегальную сходку. Одна из таких сходок состоялась 29 апреля.

Намеченная комитетом РСДРП первомайская демонстрация состоялась во всех городах империи. В ней приняли участие более двух миллионов рабочих машиностроительных заводов, строителей, пекарей и других рабочих. Колонны демонстрантов с революционными песнями и красными знаменами прошли по центральным улицам городов. Во время демонстраций состоялись политические митинги, на которых выступали большевики. Они призывали трудящихся объединиться для борьбы против самодержавия.

На разгон демонстраций власти бросили большие группы полиции и жандармов. Однако рассеять демонстрантов им удалось лишь поздно вечером после ареста самых активных рабочих-демонстрантов и членов комитета РСДРП.

В ответ на аресты большевиков и разгон первомайской демонстрации на следующий день, 2 мая, забастовали рабочие сотен заводов, а также пекари и полиграфисты. Вскоре к ним присоединились и шахтеры. Всего бастовало свыше 1,5 миллиона человек.

На митингах, массовках большевики призывали рабочих к общей стачке. В середине мая стачка переросла в общегосударственную. Забастовщики требовали установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, ликвидации непомерных штрафов, увольнения с работы ненавистных мастеров. Под влиянием большевиков часть забастовщиков также выдвинула требование о предоставлении политических прав, установлении в стране демократической республики. 23 мая произошел пик забастовок.

В силу недостаточной сплоченности и организованности забастовщиков их требования были удовлетворены только частично. Однако майские события показали силу социал-демократического движения, придали уверенность рабочим.

Вслед за рабочими на борьбу поднималось крестьянство. Уже в мае 1905 года аграрное движение охватило большую часть России. Правда, во многих случаях это движения ограничивалось тогда петиционной компанией. Организованностью, благодаря разъяснительной работе большевиков, отличались весной 1905 года выступления крестьян Херсонской, Тамбовской и Самарской губерний.

В связи с тем, что большинство членов комитета РСДРП подверглись арестам, а некоторые оставили города из-за преследований, в июне-июле 1905 года были образованы новые комитеты, в которых большевики еще более усилили свои позиции. Они создали десяток типографий, а в августе-сентябре 1905 года им удалось выпустить три номера газеты «Голос рабочих», «Слух» и «Слово правды». Появление рабочих газет вызвало замешательство местных властей. Они докладывали верхам, что газета «клевещет на местное управление и выдвигает лозунги борьбы с самодержавием…».

Полиция приложила немало усилий на поиски типографий, чтобы прекратить их деятельность.
Летом 1905 года большевики сосредоточили свои усилия на подготовке трудящихся к политическим стачкам. С этой целью проводили нелегальные собрания и массовки, на которых призывали рабочих к организации митингов протеста, демонстраций. С призывом к политической стачке и борьбе против репрессий царского правительства комитеты РСДРП в июне-августе издали и распространили ряд листовок, среди них «Борьба с революцией», «Смело и дружно за наше рабочее дело!» и другие. Откликом рабочих на призывы большевиков были политические демонстрации 7, 15 и 20 августа.

Несколько раз летом 1905 года бастовали рабочие железнодорожных магистралей. Кроме экономических требований они выдвинули лозунг «Долой царское самодержавие!» Неоднократно проводилась работа и среди крестьян. Об их работе одобрительно отзывалась центральная большевистская газета «Пролетарий». Она писала: «В меру налаживания работы в городах укрепляются связи между городом и селом. Комитеты обращаются и распространяют свое влияние агитацией и пропагандой на множество сел».

Агитационно-пропагандистская работа большевиков на селе придавала крестьянскому движению более острый и массовый характер. Наиболее распространенной формой борьбы летом 1905 года стали забастовки сельскохозяйственных рабочих и крестьян, которые нередко заканчивались столкновениями с полицией. Из других форм борьбы крестьян летом 1905 года характерными были разгромы и поджоги помещичьих имений. Эти выступления, как правило, сопровождались вооруженными схватками крестьян с полицией, жандармами, солдатами. В неравных боях много крестьян погибло. Об этом с возмущением писал В.И. Ленин на страницах газеты «Пролетарий» в статье «Русский царь ищет защиты от своего народа у турецкого султана».

На развертывание крестьянского движения оказало влияние также восстание матросов броненосца «Потемкин». Как свидетельствуют донесения местных властей в департаменты полиции, во многих селах уездов с получением известия в восстании матросов началась новая волна выступлений и волнений крестьян.

Во многих губерниях было введено военное положение, и уже в августе карательные военные отряды бесчинствовали во многих городах и селах. Подняли головы черносотенцы и другие контрреволюционеры. Тюрьмы были переполнены арестантами. За 3-4 месяца под суд было отдано более 400 000 человек. Многих приговорили к смертной казни, сослали в Сибирь, насмерть засекли нагайками. Однако разгул карательных отрядов не смог остановить революционную борьбу рабочих и крестьян. Большую разъяснительную работу провели большевики после опубликованного царским правительством в августе 1905 года закона о созыве совещательной Государственной думы. Призывая к бойкоту Булыгинской думы, большевики в соответствии с решением ЦК РСДРП начали настойчивую подготовку к общей политической стачке. С этой целью они издали и распространили среди рабочих и крестьян уезда ряд листовок и воззваний, которые заканчивались лозунгами: «Долой царя и его приспешников!», «Да здравствует политическая победа!» и т.п.

Работа большевиков среди масс была многогранной. Она велась и через нелегальные, и через легальные каналы. Нередко для разъяснения большевистской тактики и разоблачения оппортунистов они использовали трибуны митингов, собраний, организованных меньшевиками, эсерами и другими контрреволюционными партиями. Так, в сентябре 1905 года по инициативе меньшевиков был созван митинг для одобрения царского манифеста о Булыгинской думе. Но большевики выступили на нем с разоблачением тактики царизма, который пытался приостановить нарастание в стране революции с помощью выборов в Думу.

Придавая серьезное значение участию солдат и казаков на стороне революционной борьбы народа, большевики вели среди них политическую работу, призывая их не применять оружия против восставших или волнующихся рабочих и крестьян. Нараставшее революционное движение к осени 1905 года охватило всю страну, в октябре оно переросло в общероссийскую политическую стачку. Первыми начали забастовку железнодорожники. Для создания помех карателям забастовщики на подступах к станциям разобрали колею. Движение было возобновлено в основном только после 24 октября, после удовлетворения требований железнодорожников и выдачи им зарплаты за период стачки.

К этому времени началось вооружение рабочих. На заводах страны, в том числе и Путиловском, были созданы боевые дружины. Всероссийская октябрьская стачка заставила царя пойти на уступки и издать 17 октября манифест. Попытка властей провести 18 октября «народные торжества» по поводу царского манифеста была сорвана участниками общегородских демонстраций, организованных большевиками.

Положительные результаты дала работа большевиков в воинских частях. Так, полки обратились к трудящимся при помощи листовок, в которых давали заверения, что солдаты не будут стрелять в рабочих. Комитеты РСДРП проводили работу и среди новобранцев. 8 ноября, после очередного призыва в царскую армию, они издали воззвание «К новобранцам», в котором в популярной форме разъяснялось, кого должны защищать солдатские штыки. Воззвание заканчивалось призывом к новобранцам повернуть штыки против царя, его прихлебателей и встать на защиту революции.

Царизму не удалось надолго приостановить развитие революции с помощью манифеста 17 октября. Революция в стране шла на подъем. В центре революционных событий оставалась Москва, где с 7 декабря началась всеобщая политическая забастовка, переросшая вскоре в вооруженное восстание. Уже 9 декабря большинство предприятий приняли решение поддержать призыв рабочих Московского комитета РСДРП, объявив новую стачку. Стачка переросла в вооруженное восстание, которое было подавлено 20 — 25 октября после блокировок очагов карательными войсками.

В ходе октябрьской забастовки и в период подготовки к вооруженному восстанию революционные массы создали Советы рабочих депутатов. На первом заседании Совета рабочих депутатов были заслушаны и обсуждены вопросы о вооруженном восстании в Москве, об общей политической стачке в России.

В ночь на 13 декабря в подпольных типографиях было напечатано воззвание Совета рабочих депутатов «Ко всем рабочим», в котором они призывали их к подготовке к новому вооруженному восстанию. На этот призыв отозвались рабочие всех заводов, железнодорожники, строители, связисты, пекари, работники мельниц, значительная часть которых до декабря 1905 года стояла в стороне от политической жизни городов. Стачечные комитеты на многих предприятиях возглавляли большевики и их сторонники из числа передовых рабочих. На стороне рабочих были и солдаты разных полков, к примеру 136-го Таганрогского. В городах проходили митинги, собрания, совещания, на которых большевики призывали к всеобщей стачке и пропагандировали лозунг вооруженного восстания против царизма. Принимались резолюции к борющимся рабочим Москвы, Ростова, Екатеринослава, Донбасса. На промышленных предприятиях и в селах создавались боевые ячейки вооруженных рабочих и крестьян.

Таким образом, созревали условия для вооруженного восстания. Однако уровень революционной сознательности и организованности рабочих был еще недостаточен, а крестьянские выступления были разрознены и слабо связаны с рабочим движением. Не хватало оружия и опытных военных организаторов. Дезорганизаторские действия мелкобуржуазных и националистических партий сбивали рабочих с правильного пути. Однако и в этих условиях революционные события продолжали развиваться. Боевыми организаторами борющихся масс выступали большевики. Но рабочий класс еще не был готов взять всю власть в свои руки, и силы контрреволюции одержали верх.

После поражения Московского восстания, революция в стране пошла на спад. Царизм начал наступление против революционного народа. В условиях массовых репрессий, социал-демократы не прекращали борьбы за усиление влияния на массы. Для поддержания связи с ними стали шире использовать легальные рабочие организации. На заводах создавали рабочие кружки, где под видом ликвидации неграмотности обсуждались актуальные политические вопросы — как сочетать экономическую борьбу с политической и т.д.

После поражения Московского восстания революция в стране пошла на спад. Царизм начал наступление против революционного народа. В условиях массовых репрессий социал-демократы не прекращали борьбы за усиление влияния на массы. Для поддержания связи с ними стали шире использовать легальные рабочие организации. На заводах создавали рабочие кружки, где под видом ликвидации неграмотности обсуждались актуальные политические вопросы — как сочетать экономическую борьбу с политический и т.д.

В своей агитационно-пропагандистской работе большевики вели борьбу против мелкобуржуазных и националистических партий и организаций, которые разжигали вражду между рабочими и крестьянами, пропагандировали межнациональную рознь, затушевывали классовые интересы эксплуататоров и эксплуатируемых, – то есть всем тем, чем занимаются националисты, либералы и пр. и поныне.

Так, в изданной в конце мая 1906 года прокламации «Что такое Союз истинно русских людей», комитет РСДРП разоблачил замаскированные антинародные цели черносотенного «Союза» и выдвинул требование немедленного запрета его преступной деятельности.

В воззвании «Ко всем рабочим» от 17 июня, большевики призывали укреплять интернациональное единство рабочих всех национальностей в борьбе против царизма, эксплуататоров и буржуазных националистов разных мастей. С этими требованиями большевиков выступили рабочие сотен заводов даже в период спада революции. Требуя прекращения разгула черносотенцев, рабочие протестовали против суда над Петербургским Советом рабочих депутатов, заявив, что это — суд над всем пролетариатом России.

Наряду с экономическими требованиями, рабочие выдвигали и политические: требовали увольнения с работы мастеров-черносотенцев, соблюдения объявленных царским правительством в манифесте 17 октября гражданских свобод, разрешения организовать свои профсоюзы.

В революционные события включалось и крестьянство. Наряду с забастовками, в 1906 году развивались такие формы крестьянской борьбы, как самовольный захват помещичьих земель, вывоз хлеба из экономии, поджоги помещичьих хлебов и имений, а также отказ платить государственные налоги. Для ведения систематической и массовой революционно-агитационной работы, РСДРП создавала подпольные типографии в селах, где печатались листовки и воззвания революционного содержания. В октябре 1906 года царские власти провели рейд, в ходе которого ряд типографий был раскрыт и разгромлен.

Новых сил в борьбе с самодержавием, большевикам придали решения знаменитого V съезда РСДРП, состоявшегося в апреле-мае 1907 года в Лондоне. На съезде, как известно, по всем основным вопросам (в оценке уроков революции, отношении к буржуазным партиям, к Думе, к профсоюзам) были приняты большевистские решения, определившие политику партии на долгий период.

Уже накануне 1 Мая, РСДРП обратилась к трудящимся с листовкой «Первое мая» , в которой призывала продолжить революционную борьбу. В ответ на этот призыв почти все рабочие городов 1 Мая не вышли на работу. А во второй половине дня состоялась всероссийская манифестация, посвященная международному пролетарскому празднику. Празднование 1 Мая положило начало новой волне стачек. На протяжении мая 1907 года бастовали рабочие свыше 1600 фабрик и заводов, ряда мастерских, типографий и пекарен.

Тем временем в деревне, после усиления репрессий самодержавия, множество крестьян перешло к скрытым формам борьбы против помещиков и кулаков : поджогам их имений, экономии, хлеба, сена, соломы. По сообщениям печати, в 1907 году было совершенно 700 поджогов, они сопровождались вооруженными столкновениями крестьян с полицией и войсками. Весной 1907 года, с оружием в руках встретили карателей крестьяне свыше двадцати сел.

После третьеиюньского переворота, который Владимир Ильич назвал «гнусным преступлением против народа», революция была подавлена. Однако, несмотря на поражение, она обогатила её участников опытом революционной борьбы, показала необходимость прочного союза рабочего класса с крестьянством, сплочения всех трудящихся многонациональной России, раскрыла антинародное лицо царизма и либеральной буржуазии. По выражению В.И. Ленина, первая русская революция явилась «генеральной репетицией» Октябрьской социалистической революции, которая оказала решающее влияние на весь ход мировой истории.